Моббинг в школе: причины и профилактика
О моббинге как негативном социально-психологическом явлении в Беларуси заговорили совсем недавно. Между тем количество людей, подвергающихся моббингу, растет с каждым днем. Речь идет как о травле детей в школе, так и о моббинге в трудовых коллективах.
Моббинг в школе – это психологическое притеснение группой учеников своего одноклассника, другого ребенка из школы или учителя. Не редки случаи, когда учитель становится жертвой в своем педагогическом коллективе. Учитель также может сам начать применять психологический террор по отношению к классу.
Однако самый распространенный вариант моббинга в школе – группа агрессивных учащихся всячески унижает и терроризирует одного из своих одноклассников. Об этой разновидности моббинга и пойдет речь дальше.
Моббинг – это отношения между группой агрессоров (мобберов) и их жертвой, предполагающие систематическое и целенаправленное преследование жертвы с целью «выжить» ее из класса или школы.
- упреки,
- брань,
- оскорбление,
- обзывание,
- высмеивание,
- шантаж,
- принуждение,
- наговоры,
- дезинформация,
- изоляция
- кибермоббинг (выкладывают фото, видео и позорящие жертву комментарии в Интернете),
- порча имущества,
- кражи,
- пинки, толчки, подножки и другие действия, не наносящие существенного вреда телу,
- избиение и иное физическое насилие,
- нанесение увечья и так далее.
Мальчики чаще выбирают физические его виды (пинки, толчки, удары), а девочки – более изощренные, вербальные (издевки, сарказм, сплетни), а также пустые угрозы и социальную изоляцию жертвы.
Моббинг в школе далеко не безобидное явление. Дети, которые подвергались издевательствам и агрессии со стороны своих сверстников, могут вести себя как жертва не только в школьные годы, но и во взрослой жизни. Наверняка есть жертвы моббинга, которые сохранили психологическое здоровье, и все у них хорошо сейчас. Но не нужно забывать, что детские страхи и переживания проходят не до конца.
- ухудшение здоровья школьника;
- одиночество;
- агрессивное поведение;
- последствия заниженной самооценки;
- заболевания невротического характера;
- мысли об убийстве либо совершении суицида.
Самая большая опасность моббинга – стать его жертвой может любой ребенок. Ему не обязательно чем-то отличаться от остальных, хотя чаще именно по признаку «не такой, как все» жертвы и выбираются. Ими становятся болезненные дети, дети с каким-либо физическими недостатками, проблемами с самореализацией, ранимые и мягкие, отстающие в развитии или, напротив, преуспевающие в учебе более остальных, активисты и лидеры. Бывает, что бывшая жертва сама становится моббером, причем уже более жестоким, нежели ее преследователи.
Детский и подростковый моббинг отличается от взрослого тем, что не созревшие психологически школьники очень ценят факт своего нахождения в группе ровесников.
Предотвратить и защитить ребенка от моббинга можно совместными действиями как со стороны учителей в школе, также усилиями родителей дома, участием социальных работников и психологов.
Основная цель профилактических мероприятий должна быть направлена на то, чтобы помочь ребёнку совладеть со стрессовой ситуацией и агрессией.
Профилактические действия в школе для предотвращения моббинга
- Наличие четких правил поведения в школе, их ясная и доходчивая форма, их обязательное исполнение для всех участников ситуации обучения, в том числе и со стороны администрации, учителей, классных руководителей.
- Контроль детей учителями (на переменах, во дворе школы). Взрослые, работающие в детских коллективах, должны вовремя определять признаки моббинга, своевременно на них реагировать; нельзя недооценивать ситуацию, принимая занятие детским моббингом за шалости.
- Классный час. Эффективная организация классного руководства, которая должна проводиться взрослыми, пользующимися авторитетом среди обучающихся. Классные часы необходимо проводить с участием детского психолога, социального педагога, нужно говорить о данной проблеме со всем коллективом класса.
- Помощь психолого-социальной службы. При необходимости можно прибегнуть к помощи психолога. Специалист проводит диагностику психологического состояния класса и выявляют детей, которые подвергались или могут подвергаться моббингу со стороны своих одноклассников. Обычные диалоги, наблюдения во время учебного процесса, консультации с участием детей, родителей и педагогов способны выявить явные проблемы. Обидчики и их родители должны ясно понимать, что их выходки не остаются безнаказанными.
Подготовила психолог ООЗ - Хвостенок З.И.